Филиппова Анастасия Владимировна

Персональный сайт

Важно знать...

    При работе с детьми (ОНР) важно обратить внимание на развитие слуховой памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

    Слуховая память имеет большое значение в развитии детей. В школьном возрасте детям приходится сталкиваться со слуховой информацией, перерабатывать её и усваивать. Часто родители жалуются на то, что ребенок не выполняет то, о чем его просят. Многие родители думают, что это связано с непослушанием ребенка. Однако причина может быть в недостаточном развитии слуховой памяти. Ребенок не успевает запомнить, что ему говорят взрослые. Это никак не связано с пониженной остротой слуха.

Всю информацию, которую мы получаем с помощью зрения и слуха обрабатывает головной мозг. Он определяет источник звука, различает непосредственно звуки и заполняет недостающие. В таком случае информация на слух воспринимается правильно. Если на каком-либо этапе произошел сбой, то информация мозгом обрабатывается неверно.

Недостаточное развитие слуховой памяти проявляется обычно невнимательностью. Ребенок часто отвлекается и не может сосредоточиться на том, что ему говорят. У таких детей страдает словарный запас, нарушена конструкция предложений, они с трудом запоминают важную информацию — домашний адрес, номер телефона. Затрудняются такие дети и в заучивании стихов. При хорошей слуховой памяти дети без труда справляются с услышанными заданиями и запоминают информацию на слух. Нарушения слуховой памяти  могут стать камнем преткновения при изучении школьной программы, ведь устные объяснения – важная часть усвоения материала. Память лучше всего развивается в том случае, если её часто задействуют и стимулируют... Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов игр (См. раздел Видео. Игра "Птицы в беде"):

«Поймай звук в ладошки» – детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

«Выбери картинки» – отобрать картинки, в названии которых есть определенный звук.

«Запомни слова» – в предлагаемом тексте запомнить слова с заданным звуком и т. д.

Упражнение 1. Упражнение подходит для индивидуальных занятий с ребенком. Оно развивает слуховую память и может использоваться в качестве теста по оценке памяти. Цель: развитие слуховой памяти, речи, мышления. Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу слова — ковер, весна, цветок, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля. Взрослый зачитывает слова громко, четко, делая небольшие паузы. После того как ребенок назовет слова, которые он запомнил, вы снова зачитываете весь список слов, в который входят слова, уже названные ранее и новые. Через 15 минут нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил. Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.

Упражнение 2. Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых занятий с детьми. Цель: развитие слуховой памяти, речи. Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра». Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона». Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Упражнение 3. Упражнение предназначено для групповых занятий с детьми. Чем больше будет участников, тем более оно будет похоже на веселую игру. Цель: развитие слуховой памяти. Взрослый предлагает детям поочередно повторять и продолжать друг за другом предложения. Например,говорите: «Я положил в коробку книжку». Ребенок должен повторить это предложение и добавить что-то от себя.Например: «Я положил в коробку книжку и карандаш». Второй ребенок повторяет уже более длинную фразу и опять добавляет часть от себя.

Упражнение 4. Это упражнение выполняют с ребенком индивидуально. Оно помогает развить слуховую память и ассоциативное мышление у дошкольников. Цель: развитие кратковременной памяти. Для этой игры необходимо предварительно подобрать пары слов, которые связаны между собой по смыслу.Например: тарелка – еда, пол – потолок, глаза – лицо, груша – яблоко, волк – лиса. Взрослый зачитывает все слова ребенку 3 раза. Каждую пару слов подчеркивает интонациями. Через несколько минут повторяет ребенку только первые слова из пар, а он должен вспомнить и произнести недостающие. Таким образом тренируется оперативная память.

Упражнение 5. Упражнение требует элементарных навыков счета (значения чисел от 1 до 10). Цель: развитие слуховой памяти. Суть упражнения в том, что взрослый говорит цепочку из чисел, располагая их в произвольном порядке,например: пять, два, десять, один, три, восемь, семь, четыре, шесть, девять. Задача – повторить цепочку чисел без ошибок. Если ребенок не справляется с заданием сразу, то взрослый ещё раз повторяет цепочку из чисел, проговаривая её немного медленнее, чтобы он имел возможность все запомнить. Можно попросить запомнить новую цепочку.Примечание: во избежание излишней перегрузки памяти, не стоит проводить упражнение больше двух-трех раз.

 



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ