"Трудный звук-ты наш друг!"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и дальнейшего его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимодействие педагогов и семьи, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком и пр. – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.
Очень часто при исправлении звукопроизношения родители и логопед сталкиваются с таким явлением, как «кабинетная речь». Вот вроде бы хорошо говорит и «шипит»-«рычит» на занятии с педагогом, а дома так и пропускает поставленные звуки.
Нередко ребенок сам изолированно произносит верно звук или с радостью показывает его окружающим, но в речи не использует его. Наступает самый важный момент – закрепление поставленного звука в речи.Для успешного данного этапа коррекции можно выделить три составляющих:
понимание важности закрепления звука ребенком (развитие самоконтроля).
контроль за правильным произношением родителями (и теми людьми, кто часто общается с ребенком).
контроль за правильным произношением в детском саду.
Насколько постановка звука кропотливый труд учителя-логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.
Введение звука в свободную речь – это сложный процесс, требующий постоянных тренировок. Важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, исправлял свои ошибки и постепенно станет сам говорить правильно. Здесь перед Вами – родителями, стоит важная задача – помочь ребенку правильно говорить звук, но при этом – не давить, а тактично исправлять ошибки.
Дети зачастую очень ревностно относятся к ошибкам, могут начинаться «зажиматься» и бывает, что пропадает желание заниматься как дома с родителями, так и в детском саду с логопедом (никто не любит когда нас критикуют). Для спокойного прохождения этапа закрепления звука в речи можно предложить несколько видов взаимодействия родителей и ребенка:
1. Если ребенок что-то сказал неправильно, спросите «А ты правильно сказал? А как будет правильно?» Тем самым Вы учите ребенка анализировать свою речь и искать ошибки.
2. Предложите ребенку такую игру «Я знаю 5 слов со звуком «Р». Если ребенок говорит слово неправильно, предложите ему каждый раз называть пять новых слов с «проблемным» звуком. Очень часто детям надоедает каждый раз придумывать новые слова и они тщательнее следят за своей речью.
3. Возможно применение такой тактики «Я не знаю такого слова «сапка». Когда ребенок делает ошибку, обратите внимание и спросите – что за слово такое непонятное. Ребенок постарается себя исправить.
Важно: если у ребенка не получается сказать слово правильно, он не понимает где у него ошибка – предложите правильный вариант, очень четко произнеся нужный звук, повторите вместе с ребенком и предложите ему самому сказать. Главное – чтобы не возникало негативных реакций.
Скорость введения звуков в речи у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего нескольких занятий и звук закреплен в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается на долгое время - зависит это, прежде всего от индивидуальных особенностей ребёнка:
1)От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия - говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т. е. нервные клетки, которые обеспечивают движения данной мышцы, еще не достаточно созрели, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. 2)От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.
Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными.Данную работу можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе (см.раздел Файлы).