Тренируем пальчики-развиваем речь.
Работе над мелкой моторикой воспитанников в группе для детей с нарушениями речи всегда уделялось большое внимание, в том числе и работе с прищепками. Планируя коррекционную работу в этом учебном году в группе для детей с ОНР 4-6 лет, главной своей задачей мы ставим развитие всех компонентов речи посредством развития мелкой моторики. Основными структурными компонентами речи являются звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй и связная речь. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая и установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Ребенок учится, прежде всего, играя с предметами, и это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа.
Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковой хват, способность перераспределять мышечный тонус. При выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач: развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; развитие пространственной ориентации, развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; развитие конструктивного мышления; стимуляция речевой активности; развитие чувства ритма; формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, развитие речи.
Используя игры-упражнения необходимо учитывают возрастные особенности. Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок, рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Видели ли дома дети прищепки? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками? Затем нужно раздать прищепки детям и объяснить, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать детям рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки. В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям (см раздел Файлы).